Прямая линия по вопросам антикоррупционного просвещения (ответы на поступившие вопросы)

Вопрос: каковы антикоррупционные мероприятия, проводимые в МЧС России?

В Российской Федерации борьбе с коррупцией уделяется общегосударственное значение, организационная и правовая работа по ее осуществлению носит общесистемный и комплексный характер.

Антикоррупционная программа МЧС России содержит комплекс мероприятий, обеспечивающий комплексное применение правовых, экономических, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции, достижение наибольшей эффективности мер пресечения, ответственности и возмещения вреда, причиненного коррупционными пра­вонарушениями, осуществление контроля над реализацией указанных мер в подразделениях.

Реализация мероприятий предполагает выполнение структурными                           подраз­делениями МЧС России широкого комплекса антикоррупционных мероприятий при выполнении ведомственных планов и целевых программ, с со­блюдением основных принципов:

действенность и результативность;

реализуемость (выполнимость);

адресность (ответственность);

постоянство;

комплексность;

системность;

гласность;

соблюдение Кодекса чести сотрудника МЧС России и Кодекса этики государственного служащего МЧС России.

Уделено внимание мероприятиям по пресечению не только                     от­дельных коррупционных проявлений, но и проведению работы по устра­нению причин и выявлению условий, порождающих в подразделениях.

 

Вопрос: каковы основные понятия, используемые при реализации антикоррупционных мероприятий?

 

Коррупция[1] - подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное                               ис­пользование лицом своего публичного статуса, должностного положения, сопряженное с получением выго­ды (имущества, услуг и/или преимуществ, в том числе неимущественного харак­тера) как для себя, так и для своих близких, вопреки законным интересам общест­ва и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.

Коррупционное правонарушение[2] - деяние, обладающее признаками корруп­ции, за которое законодательством Российской Федерации установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

Меры реализации антикоррупционной политики – действия, направленные на борьбу с коррупцией путем преду­преждения и пресечения коррупционных правонарушений, усиление ответст­венности за такие правонарушения, возмещения причиненного ими вреда, осуще­ствления контроля над реализацией указанных мер.

Предупреждение коррупции – действия, направленные на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению.

 

 

Вопрос: что относится к коррупционным проступкам (правонарушениям), совершаемым сотрудниками МЧС России?

непредставление сведений, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6, пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции»;

невыполнение обязанности об уведомлении командования, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (статья 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»);

невыполнение в обязанности об уведомлении в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (пункт 2 статья 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);

невыполнение сотрудником МЧС России, являющимся владельцем ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), обязанности в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 11Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции»);

совершение административных правонарушений:

мелкое хищение чужого имущества путем присвоения или растраты с использованием служебного положения при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)[3];

незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), выразившееся в незаконной передаче от имени или в интересах организации или учреждения МЧС России, должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данной организации, учреждения должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением;

незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), выразившееся в приеме на работу в организацию бывшего государственного служащего (военнослужащего), в должностные (служебные) обязанности которого в период прохождения службы входили отдельные функции государственного управления данной организацией, если на это не получено согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащихРоссийской Федерации и урегулированию конфликта интересов и со времени увольнения со службы не прошло двух лет.

 

Вопрос: какие факторы коррупционных проявлений существуют в подразделениях МЧС России?

 

Усиленное внимание со стороны организаций и граждан оказывается к структурным подразделениям и сотрудникам МЧС России с целью создания благоприятных условий для осуществления своей деятельности:

получение лицензий на отдельные виды деятельности;

снижение требовательности при осуществлении надзорных функций;

лоббирование интересов отдельных фирм-производителей при поставке                            не­обходимой продукции, проектировании и монтаже систем жизне­обеспечения.

Проявляются устремления криминальных структур к проникновению в систему МЧС России для получения информации, обеспечивающей безопасное извлече­ние доходов:

получение информации о состоянии объектов экономики;

получение информации о планируемых закупках оборудования, имущества и т.д.

Наиболее значимые внутренние факторы, влияющие на коррумпиро­ванность в подразделениях МЧС России:

- недостаточный контроль за повседневной деятельностью личного состава со стороны руководителей всех уровней, создающий условия и предпосылки к зло­употреблению служебным положением и нарушению служебных регламентов;

- недостатки в воспитательной работе в структурных подразделениях, порождающие наруше­ния служебной дисциплины;

- недостаточный контроль за соблюдением действующих нормативных пра­вовых актов при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности;

- нарушение принципа справедливости при решении кадровых, социальных и других вопросов со стороны руководителей;

- недостатки в подборе, обучении и продвижении кадров, слабое внимание руководителей к морально-психологическому состоянию личного состава;

- недостаточное материальное обеспечение личного состава.

 

Вопрос: основные категории личного состава, наиболее подверженные                          кор­рупционным проявлениям?

 

- сотрудники (руководители), осуществляющие надзорные функции в области защиты от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности, Государственного пожарного надзора, Государственной инспекции по маломерным судам (превышение должностных полномочий, взятка);

- сотрудники (руководители), осуществляющие финансовую и хозяйствен­ную деятельность (хищение, использование средств не по назначению, должност­ной подлог, превышение должностных полномочий);

- сотрудники (руководители), осуществляющие материально-техническое обеспечение, ремонт и обслуживание технических средств (хищение,  ис­пользование средств не по назначению, должностной подлог, превышение должностных полномочий).

Наиболее характерные должностные преступления: взятка, превышение должностных полномочий, должностной подлог.

Виды взяток:

оплата за ускорение принятия решения, входящего в круг служебных                          обя­занностей должностного лица (получение разрешения, лицензии);

оплата за бездеятельность по исполнению своих должностных обязанностей (непринятие решения или отсрочка принятия решения);

подкуп сотрудника  для  того, чтобы он, оставаясь при исполнении служеб­ных обязанностей, лоббировал интересы взяткодателя.

 

Вопрос: основные направления реализации антикоррупционных мероприятий в подразделениях МЧС России?

 

1. Реализация антикоррупционной политики в области контрольной инадзорной деятельности Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

       2. Реализация антикоррупционной политики при осуще­ствлении: государственного пожарного надзора.

3. Повышение эффективности деятельности контрольно-надзорных ор­ганов путем усиления открытости, честности, подотчетности и прозрачности деятельно­сти контрольно-надзорных органов МЧС России.

4. Мероприятия по реализации антикоррупционной политики в области выполнения функций государственного заказчика при организации строительства (реконструкции, капитального ремонта) и других работ (услуг).

5. Мероприятия по реализации антикоррупционной политики в области вооружения, технического и тылового обеспечения.

6. Мероприятия по реализации антикоррупционной политики в области осуществления функций по управлению федеральным имуществом.

7. Мероприятия по реализации антикоррупционной политики при осуществлении деятельности в качестве распорядителя средств федерального бюджета.

8. Реализация антикоррупционной политики при осуществлении статистического учета и ведение статистической отчетности.

9. Реализация антикоррупционной политики при реорганизации структурных подразделений.

10. Реализация антикоррупционной политики при обеспечениижилыми помещениями сотрудников Главного управления и подчиненных подразделений.

11. Организация и проведение мероприятий по обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, сотрудников и работников  ФПС ГПС, ГИМС.

12.Основные направления кадрового обеспечения противодействия коррупции в системе МЧС России.

13. Укрепление принципов гласности и информационной прозрачности при реализации антикоррупционной политики в подразделениях МЧС России Карачаево-Черкесской Республики



 

 

 

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8782) 26-01-00
Единый «телефон доверия»
gu.mchs09@09.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)