Прямая линия по вопросам антикоррупционного просвещения (ответы на поступившие вопросы)
Вопрос: каковы антикоррупционные мероприятия, проводимые в МЧС России?
В Российской Федерации борьбе с коррупцией уделяется общегосударственное значение, организационная и правовая работа по ее осуществлению носит общесистемный и комплексный характер.
Антикоррупционная программа МЧС России содержит комплекс мероприятий, обеспечивающий комплексное применение правовых, экономических, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции, достижение наибольшей эффективности мер пресечения, ответственности и возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями, осуществление контроля над реализацией указанных мер в подразделениях.
Реализация мероприятий предполагает выполнение структурными подразделениями МЧС России широкого комплекса антикоррупционных мероприятий при выполнении ведомственных планов и целевых программ, с соблюдением основных принципов:
действенность и результативность;
реализуемость (выполнимость);
адресность (ответственность);
постоянство;
комплексность;
системность;
гласность;
соблюдение Кодекса чести сотрудника МЧС России и Кодекса этики государственного служащего МЧС России.
Уделено внимание мероприятиям по пресечению не только отдельных коррупционных проявлений, но и проведению работы по устранению причин и выявлению условий, порождающих в подразделениях.
Вопрос: каковы основные понятия, используемые при реализации антикоррупционных мероприятий?
Коррупция[1] - подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, должностного положения, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких, вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.
Коррупционное правонарушение[2] - деяние, обладающее признаками коррупции, за которое законодательством Российской Федерации установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
Меры реализации антикоррупционной политики – действия, направленные на борьбу с коррупцией путем предупреждения и пресечения коррупционных правонарушений, усиление ответственности за такие правонарушения, возмещения причиненного ими вреда, осуществления контроля над реализацией указанных мер.
Предупреждение коррупции – действия, направленные на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению.
Вопрос: что относится к коррупционным проступкам (правонарушениям), совершаемым сотрудниками МЧС России?
непредставление сведений, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6, пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции»;
невыполнение обязанности об уведомлении командования, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (статья 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»);
невыполнение в обязанности об уведомлении в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (пункт 2 статья 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);
невыполнение сотрудником МЧС России, являющимся владельцем ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), обязанности в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 11Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции»);
совершение административных правонарушений:
мелкое хищение чужого имущества путем присвоения или растраты с использованием служебного положения при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)[3];
незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), выразившееся в незаконной передаче от имени или в интересах организации или учреждения МЧС России, должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данной организации, учреждения должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением;
незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), выразившееся в приеме на работу в организацию бывшего государственного служащего (военнослужащего), в должностные (служебные) обязанности которого в период прохождения службы входили отдельные функции государственного управления данной организацией, если на это не получено согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащихРоссийской Федерации и урегулированию конфликта интересов и со времени увольнения со службы не прошло двух лет.
Вопрос: какие факторы коррупционных проявлений существуют в подразделениях МЧС России?
Усиленное внимание со стороны организаций и граждан оказывается к структурным подразделениям и сотрудникам МЧС России с целью создания благоприятных условий для осуществления своей деятельности:
получение лицензий на отдельные виды деятельности;
снижение требовательности при осуществлении надзорных функций;
лоббирование интересов отдельных фирм-производителей при поставке необходимой продукции, проектировании и монтаже систем жизнеобеспечения.
Проявляются устремления криминальных структур к проникновению в систему МЧС России для получения информации, обеспечивающей безопасное извлечение доходов:
получение информации о состоянии объектов экономики;
получение информации о планируемых закупках оборудования, имущества и т.д.
Наиболее значимые внутренние факторы, влияющие на коррумпированность в подразделениях МЧС России:
- недостаточный контроль за повседневной деятельностью личного состава со стороны руководителей всех уровней, создающий условия и предпосылки к злоупотреблению служебным положением и нарушению служебных регламентов;
- недостатки в воспитательной работе в структурных подразделениях, порождающие нарушения служебной дисциплины;
- недостаточный контроль за соблюдением действующих нормативных правовых актов при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности;
- нарушение принципа справедливости при решении кадровых, социальных и других вопросов со стороны руководителей;
- недостатки в подборе, обучении и продвижении кадров, слабое внимание руководителей к морально-психологическому состоянию личного состава;
- недостаточное материальное обеспечение личного состава.
Вопрос: основные категории личного состава, наиболее подверженные коррупционным проявлениям?
- сотрудники (руководители), осуществляющие надзорные функции в области защиты от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности, Государственного пожарного надзора, Государственной инспекции по маломерным судам (превышение должностных полномочий, взятка);
- сотрудники (руководители), осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельность (хищение, использование средств не по назначению, должностной подлог, превышение должностных полномочий);
- сотрудники (руководители), осуществляющие материально-техническое обеспечение, ремонт и обслуживание технических средств (хищение, использование средств не по назначению, должностной подлог, превышение должностных полномочий).
Наиболее характерные должностные преступления: взятка, превышение должностных полномочий, должностной подлог.
Виды взяток:
оплата за ускорение принятия решения, входящего в круг служебных обязанностей должностного лица (получение разрешения, лицензии);
оплата за бездеятельность по исполнению своих должностных обязанностей (непринятие решения или отсрочка принятия решения);
подкуп сотрудника для того, чтобы он, оставаясь при исполнении служебных обязанностей, лоббировал интересы взяткодателя.
Вопрос: основные направления реализации антикоррупционных мероприятий в подразделениях МЧС России?
1. Реализация антикоррупционной политики в области контрольной инадзорной деятельности Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
2. Реализация антикоррупционной политики при осуществлении: государственного пожарного надзора.
3. Повышение эффективности деятельности контрольно-надзорных органов путем усиления открытости, честности, подотчетности и прозрачности деятельности контрольно-надзорных органов МЧС России.
4. Мероприятия по реализации антикоррупционной политики в области выполнения функций государственного заказчика при организации строительства (реконструкции, капитального ремонта) и других работ (услуг).
5. Мероприятия по реализации антикоррупционной политики в области вооружения, технического и тылового обеспечения.
6. Мероприятия по реализации антикоррупционной политики в области осуществления функций по управлению федеральным имуществом.
7. Мероприятия по реализации антикоррупционной политики при осуществлении деятельности в качестве распорядителя средств федерального бюджета.
8. Реализация антикоррупционной политики при осуществлении статистического учета и ведение статистической отчетности.
9. Реализация антикоррупционной политики при реорганизации структурных подразделений.
10. Реализация антикоррупционной политики при обеспечениижилыми помещениями сотрудников Главного управления и подчиненных подразделений.
11. Организация и проведение мероприятий по обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, сотрудников и работников ФПС ГПС, ГИМС.
12.Основные направления кадрового обеспечения противодействия коррупции в системе МЧС России.
13. Укрепление принципов гласности и информационной прозрачности при реализации антикоррупционной политики в подразделениях МЧС России Карачаево-Черкесской Республики